Каковы шансы в восстановлении в должности, если уволен по статье из ОВД? Основанием для увольнения послужили результаты служебной проверки, так как в отношении меня было возбуждено административное де

Каковы шансы в восстановлении в должности, если уволен по статье из ОВД? Основанием для увольнения послужили результаты служебной проверки, так как в отношении меня было возбуждено административное де

Каковы шансы в восстановлении в должности, если уволен по статье из ОВД? Основанием для увольнения послужили результаты служебной проверки, так как в отношении меня было возбуждено административное де
0

Что делать, если уволили незаконно?

Если вы выступаете на стороне сотрудника и считаете, что вас уволили по п.7 ч.1 ст. 81 ТК РФ незаконно, добро пожаловать в суд. Другого способа восстановиться в должности и взыскать компенсацию за вынужденный прогул нет. Обращаться в трудовую инспекцию нет смысла: максимум, что инспекторы смогут сделать – привлечь бывшего работодателя к административной ответственности, если найдут нарушение.

Помимо восстановления в должности и взыскания среднего заработка за период вынужденного прогула, в суде вы можете заявить и другие требования:

  • возмещение морального вреда;
  • изменение формулировки увольнения;
  • обязать ответчика выдать бумажную трудовую, если она не выдана.

Исковое заявление подается в районный суд по месту жительства истца или адресу ответчика – выбирайте сами, где вам будет удобнее (ст. 29 ГПК РФ). При подаче заявления понадобится паспорт, трудовой договор, книжка и доказательства, подтверждающие, что договор с вами расторгли незаконно.

Основания для увольнения работника в связи с утратой доверия

Вы не можете расторгнуть договор с сотрудником только потому, что перестали ему доверять по личным причинам. Увольнение в связи с утратой доверия – это дисциплинарное взыскание, которое применяется, если действия работника непосредственно связаны с выполняемыми им обязанностями, которые закреплены в договоре или соглашении.

Увольнение по п.7 ч.1 ст. 81 ТК РФ возможно в следующих случаях:

  1. За хищение имущества или денег, обсчет покупателей, обмеривание и обвешивание, нарушение правил продажи, реализация товара по намеренно завышенным ценам.
  2. Халатность: оставление ключей от сейфа или материальных ценностей без присмотра, выдача денег без надлежащего оформления документов.
  3. Подделка документов или подписей.
  4. Взяточничество, коррупция.
  5. Иные виновные действия кассира, продавца, экспедитора, бухгалтера: кража товара или денег,

Обратите внимание на п. 45 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами…». Там сказано, что уволить работника по утрате доверия можно и в случае, если его проступок не связан с работой. Например, если его осудили по статье за мошенничество, кражу, грабеж, а на предприятии он занимается обслуживанием материальных ценностей.

В некоторых случаях есть отдельные основания для увольнения. Это касается государственных и муниципальных служащих, сотрудников ФТС, ФССП, МВД, прокуратуры. Рассмотрим все более подробно.

Что это такое?

blank

Так, если проанализировать положения ст. 82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ…», то в качестве отрицательных можно выделить следующие мотивы увольнения:

  • совершение грубого нарушения служебной дисциплины, в том числе если сотрудник ранее уже имел письменный выговор по аналогичному поводу;
  • нарушение условий контракта, заключенного с МВД РФ;
  • несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных на законодательном уровне;
  • обнаружение факта того, что при приеме на службу увольняемый предоставил фальшивые документы или ложные сведения о себе;
  • осуждение сотрудника за преступление и т.д.
Дополнительно стоит отметить, что наряду с понятием «увольнение по отрицательному мотиву» часто используют выражение «увольнение по отрицательной статье».

Государственный служащий

Увольнению государственного служащего по утрате доверия посвящена целая статья 59.2 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе…».

Здесь раскрываются конкретные действия, за которые с госслужащим могут расторгнуть контракт:

  • непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  • нарушение госслужащим, его супругой или ребенком запрета на открытие денежных вкладов в иностранных банках, расположенных за границей; пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
  • непредоставление сведений о доходах, расходах, имуществе супруги и детей; предоставление неполных или недостоверных данных;
  • участие госслужащего в составе иностранных НКО, их структурных подразделений, действующих на территории РФ;
  • предпринимательская деятельность;
  • работа служащего в коммерческой организации на платной основе, участие в составе учредителей.

Чтобы уволить государственного служащего, вам нужно провести служебное расследование, затем издать распоряжение. После этого информация об увольнении и самом сотруднике передается в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Примечание: в качестве основания во всех документах указывается соответствующий подпункт ст. 59.2 ФЗ №79-ФЗ. Ссылаться на ТК РФ не нужно.

Интересно: недавно газета «Аргументы и факты» Красноярска написала об увольнении Елены Гусевой — заместителя главы Канского района по социальным вопросам. В своем отчете о доходах за 2021 год она указала, что ее муж продал автомобиль за 250 000 р., хотя в действительности он выручил 1 000 000 р.

Как происходит освобождение из полиции?

blankувольнения сотрудников МВД подробно расписан в ст. 89 вышеупомянутого ФЗ, а также в приказе МВД РФ от 30.11.2021 года № 1065. Приложением № 2 к этому приказу является Порядок представления сотрудников ОВД к увольнению.

Так, общий план действий будет следующим:

  1. Первым делом должно быть подготовлено документальное основание увольнения по отрицательному мотиву. Это может быть заключение, составленное по итогам служебной проверки, письменные результаты аттестации сотрудника и т.д. Кроме того, в отдельных случаях основанием может быть рапорт самого провинившегося.
  2. Командование должно заранее предупредить лицо, подлежащее увольнению, о принятом решении, направив ему соответствующее уведомление. Уведомить сотрудника за 2 недели до увольнения надо, если причиной ухода стало (подп. 2 ч. 2 ст. 85 ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ…»):
    • несоответствие сотрудника замещаемой должности по результатам аттестации;
    • отказ сотрудника от прохождения службы в условиях чрезвычайной ситуации.
  3. С кандидатом на уход со службы по отрицательной статье нужно провести беседу. Такое правило прописано в п. 12 Приложения №2 к приказу МВД РФ № 1065. В ходе данной беседы разъясняются следующие моменты:
    Как правило, беседа проводится работниками отдела кадров. Однако при необходимости могут привлекаться и другие лица (например, представители бухгалтерии, юридического отдела и т.д.)

    Итоги разговора вносятся в специальный лист беседы, который подготавливается в произвольной форме. Если же сотрудник отказался от беседы, то составляется соответствующий акт.

  4. Далее на лицо, которое увольняют по отрицательным мотивам, составляется представление согласно ч. 5 ст. 89 ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ…». Его примерная форма отражена в Приложении № 2 к Порядку представления сотрудников ОВД к увольнению (приказ МВД № 1065). В этом документе отражаются следующие основные сведения:
    • основание грядущего увольнения;
    • стаж службы в МВД (ОВД);
    • возраст сотрудника, которого увольняют по отрицательным мотивам;
    • состояние здоровья;
    • наличие (отсутствие) прав на получение дополнительных гарантий и компенсаций и т.д.
  5. Затем издается приказ об увольнении сотрудника со службы в органах внутренних дел РФ. Приказ может быть издан Министром внутренних дел, его заместителем, руководителем подразделений центрального аппарата, руководителем соответствующего территориального органа (зависит от звания, должности и иных отдельных характеристик увольняемого).
  6. В последний день службы сотрудника, увольняемого по отрицательным мотивам, производятся следующие действия:
    • его знакомят с текстом приказа или выпиской из него (под роспись);
    • выдают трудовую книжку с внесенными в нее обязательными записями;
    • производят полный и окончательный расчет.
  7. Завершающим этапом является исключение уволенного из реестра лиц, работающих в органах внутренних дел РФ. Это должно быть сделано в течение месяца с момента издания соответствующего приказа (п. 24 Приложения №2 к приказу МВД РФ № 1065).

Какие выплаты положены?

Работник МВД имеет право на полный расчет в свой последний рабочий день. Все денежные выплаты регулируются приказом МВД от 31.12.2021 года № 65.

При добровольном увольнении сотруднику МВД положены:

  1. Единовременное пособие, предусмотренное ФЗ 247 от 19.11.2021 года. При выслуге лет от 20 и более выплачивается 7 окладов, в остальных случаях 2 оклада.
  2. Зарплата и премия, пропорциональная отработанному времени за последний месяц.
  3. Компенсация за отпуск при необходимости.
  4. Премия, начисляемая за успешное исполнение обязанностей в год увольнения.
  5. При наличии государственной награды или почетного звания добавляется 1 оклад.
  • При сокращении штатов и при увольнении по иным льготным категориям без права на пенсию дополнительно выплачивают оклад по званию в течение 1 года после сокращения.
  • При расторжении контракта по негативным основаниям, вызванным действиями самого сотрудника, он теряет право на часть компенсаций.
  • При особо тяжких проступках (дисциплинарные, уголовные преступления) восстановление в какой-либо должности МВД невозможно.

Материально ответственное лицо

Уволить материально ответственное лицо в связи с утратой доверия можно, если есть коллективный или обычный договор о материальной ответственности, либо такая ответственность предусмотрена трудовым договором.

Согласно Постановлению Минтруда РФ от 31.12.2002 №85 «Об утверждении перечня должностей и работ…», вышеуказанные договоры могут заключаться с:

  • кассирами, контролерами, кассирами-контролерами;
  • руководителями и их заместителями;
  • специалистами, работающими с ценными бумагами;
  • работниками, проводящими операции с банковскими картами;
  • администраторами, директорами;
  • заведующими, руководителями складов, камер хранения, ломбардов;
  • фармацевтами, провизорами, технологами, заведующими аптек и аптечных пунктов;
  • методистами, заведующими библиотек, лаборантами.
Предлагаем ознакомиться  Раздел V. УПК РФ в последней редакции 2020 года

Муниципальный служащий

Согласно ст. 19 ФЗ от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», муниципального служащего можно уволить по основаниям, перечисленным в ст. 81 ТК РФ, в том числе и по утрате доверия.

Например, если он:

  • не предоставил сведения о доходах и расходах;
  • непринятие мер по урегулированию или предотвращению конфликта интересов, стороной которого является он или его подчиненный;
  • дал или получил взятку;
  • работает как ИП или входит в состав ООО, осуществляет иную коммерческую деятельность.

Важно! Лиц, занимающих муниципальные должности, увольняют на основании доклада о результатах проверки, проведенной уполномоченным лицом администрации. Также понадобятся рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, объяснительная записка от работника.

О совершенствовании процессуальных норм по использованию формулировки «утрата доверия» для увольнения сотрудников овд

А.А. Кузнецов, А.Е. Смирнов, М.Ю. Аграфонов

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ НОРМ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФОРМУЛИРОВКИ «УТРАТА ДОВЕРИЯ» ДЛЯ УВОЛЬНЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД

Работа предпринимается с целью выявления возможных направлений совершенствования процессуальных норм и сокращения ошибок при использовании формулировки «утрата доверия» для расторжения служебных отношений в ОВД. Кратко излагается подход к субъективности использования понятия «доверие» в отечественном законодательстве, формулируется сущность данного понятия, рассматривается законодательство в области применения понятия «утрата доверия» в отношении сотрудников ОВД, в том числе в сфере конфликтов интересов. Даются практические рекомендации по совершенствованию механизма проведения служебных проверок, а также организации эффективного общественного контроля за деятельностью ОВД.

Ключевые слова: гражданское общество, «утрата доверия», трудовые и служебные отношения, сотрудники органов внутренних дел, дисциплинарное взыскание, судебная практика, доказательственная база, общественный контроль.

A. A. Kuznetsov, A. Y. Smirnov, M. Y. Agraphonov

ON IMPROVING PROCEDURAL RULES THE USE OF THE PHRASE «LOSS OF CONFIDENCE” FOR THE DISMISSAL OF POLICE OFFICERS

Work was undertaken to identify possible ways to improve procedures and reduce errors by using the phrase «loss of confidence” for the termination of the service relationship in the internal affairs. Summarizes the approach to subjectivity use the concept of «trust» in the domestic legislation, formulated the essence of this concept, consider legislation in the application of the concept of «loss of confidence» in respect of law enforcement officers, including in the area of conflicts of interest. Practical recommendations to improve the mechanism of official checks, as well as the organization of effective public control over the police department.

Key words: Civil society, «loss of confidence», labor and employee relations, law enforcement officers, disciplinary action, judicial practice, the evidence presented,

public control.

Становление гражданского общества в современной Российской Федерации невозможно без эффективного взаимодействия государства

и граждан, а также самих граждан в рамках общественных объединений (организаций, учреждений, предприятий). Немаловажным при этом ста-

1(72) 2021

Проблемы правового регулирования деятельности правоохранительных органов

новится достижение оптимального уровня доверия между всеми участниками общества. В гражданском обществе над патернализмом преобладают взаимоуважение и партнерство, что выражается в отношениях доверия между гражданами и правоохранительными органами.

С точки зрения юриспруденции доверие в гражданском обществе должно исходить из принципов законности, правовой обоснованности, объективной достаточности. В последнее время понятие «доверие» получило активное использование в юридической практике. Симптоматично, что нагруженность данного понятия субъективными коннотациями может привести к трудностям юридического характера.

Субъективность понятия «доверие» в Российском законодательстве приводит к разногласиям между работниками и работодателями. С одной стороны, использование формулировки «утрата доверия» способствует сокращению коррупционных правонарушений, с другой стороны, в ряде случаев, нарушает законные права граждан. В ТК РФ отмечается, что уволить с формулировкой «утрата доверия» нельзя без наличия на то достаточных оснований (совершения действия, нарушающего законодательство). Помимо этого, по причине утраты доверия могут быть уволены только работники, непосредственно обслуживающие денежные и товарные ценности. Таким образом, право нанимателя или представителя нанимателя на увольнение сотрудника с использованием формулировки «утрата доверия» ограничено,

что объясняется необходимостью соблюдения Конституционных прав каждого гражданина. По умолчанию действует презумпция невиновности.

Толкование понятия «утрата доверия» применительно к различным категориям работников имеет много общего. Оно рассматривается как утрата уверенности работодателем в правомерности дельнейшего поведения работника, если в трудовые обязанности последнего входит выполнение специальных функций, требующих наличия доверительных отношений с работодателем, и если данное обстоятельство может негативным образом сказаться на исполнении должностных обязанностей.

На основе правового толкования понятия «доверие», выявления сущности понятия «юридическая ответственность» и существующих определений «утрата доверия» можно сформулировать сущность «утраты доверия».

«Утрата доверия», по нашему мнению, формулировка, используемая в трудоправовых отношениях, предназначенная для привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности в форме увольнения по результатам выявления несоответствия морально-личностных качеств сотрудника обоснованным в нормативно-правовых документах. В рамках трудовых и служебных отношений понятие «утрата доверия» следует считать ограниченным юридическими нормами и основанным на оценочных показателях правонарушения.

В отношении сотрудников органов внутренних дел РФ использо-

вание формулировки «утрата доверия» в качестве основания для расторжения трудовых и служебных отношений законодательно закрепляется в главе 12 ст. 82 ч. 1 Федерального закона от 30.11.2021 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основания для увольнения с использованием формулировки те же, что изложены в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-Фз «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Наиболее частой причиной использования формулировки «в связи с утратой доверия» для увольнения сотрудника ОВД является наличие и неурегулирование конфликта интересов, под которым понимается ситуация, при которой личные интересы сотрудника могут оказать влияние на его служебную деятельность.

Личная заинтересованность государственного служащего это наличие возможности получения незаконных доходов или выгоды иной формы для себя или своей семьи в ходе выполнения служебных обязанностей. К примеру, если сотруднику ОВД директор крупного предприятия предлагает денежные средства за закрытие дела о некотором правонарушении, то у сотрудника ОВД возникает личная заинтересованность и, следовательно, конфликт интересов или конфликтом интересов является также ситуация, когда сотрудник ОВД принимает участие в расследовании уголовного дела своего родственника.

Но конфликт интересов не всегда принимает коррупционную направленность. Так, к конфликту интересов относится наличие служебного спора между сотрудниками. Между тем, не вызывает сомнений, что неадекватное управление разрешением конфликта между личными интересами и государственными обязанностями должностных лиц органов внутренних дел может порождать коррупцию.

Закон № 342-ФЗ закрепляет модель поведения сотрудника, включая описание возможных конфликтов интересов и способы их предотвращения (глава 10 Закона).

Несмотря на правовое урегулирование конфликтов интересов в органах внутренних дел, отдельные случаи нежелания государственных служащих выполнять требования к служебному поведению и избегать конфликта интересов при прохождении государственной службы остается одной из основных проблем в системе государственной службы в РФ, в связи с чем необходимо:

— проводить политику по правовому информированию сотрудников оВд;

— обеспечить эффективно действующую правовую базу для взаимодействия сотрудников ОВД с населением.

Оценка степени вины сотрудника в возникновении и неурегулировании конфликта интересов проводится в рамках служебной проверки. В зависимости от результатов служебной проверки и принимаются меры о форме дисциплинарной ответственности.

Использование формулировки «утрата доверия» в качестве осно-

1(72) 2021

Проблемы правового регулирования деятельности правоохранительных органов

вания для увольнения сотрудников ОВД необходимо контролировать на всех уровнях: осуществлять постоянный мониторинг судебных решений по проблеме, проводить проверки в территориальных ОВД.

Порядок привлечения сотрудников ОВД к дисциплинарной ответственности уже закреплен в рамках Закона № 342-ФЗ.

Предлагается дополнить ст. 51 Закона следующей частью:

«3. Порядок привлечения сотрудников ОВД к дисциплинарной ответственности включает следующие обязательные этапы:

— документальное оформление нарушения сотрудником служебной дисциплины;

— формирование плана мероприятий по недопущению нарушения служебной дисциплины подобного рода (при отсутствии ранее разработанного);

— определение формы дисциплинарного взыскания в отношении сотрудника ОВД;

— издание приказа о наложении дисциплинарного взыскания в отношении сотрудника;

— информирование сотрудника;

— исполнение дисциплинарного взыскания.

4. Для наложения дисциплинарного взыскания в отношении сотрудника ОВД необходимо учитывать следующие обязательные требования: части 3-17 статьи 51 Закона № 342-ФЗ».

Основной особенностью при этом является необходимость продумывания методов недопущения повторения возникновения ситуации.

Судебная практика показывает, что высокая информированность руководства ОВД в отношении действующего законодательства по проблеме позволяет существенно сократить число удовлетворенных исков о восстановлении уволенных сотрудников на службе.

Распространенной ошибкой руководства является недостаточная проработка доказательственной базы в отношении факта совершения виновных деяний сотрудником ОВД, недостатки оформления документов, подтверждающих факт совершения проступка и вину сотрудника. Соответственно, необходимо законодательно закрепить порядок сбора доказательной базы совершения виновного деяния сотрудником.

Предлагаем ознакомиться  Снятие обременения с квартиры по ипотеке: в Сбербанке и ВТБ

Для сбора доказательной базы должны проводиться полноценные служебные проверки, о порядке проведения которых будет сказано ниже.

Немало внимания в последнее время уделяется проблемам общественного контроля в отношении деятельности ОВД. О наличии системы общественного контроля упоминается в Законе о полиции (ч. 1 ст. 50).

Следует рассмотреть возможность дополнения Закона № 342-ФЗ частью следующего содержания: «в целях противодействия коррупции граждане Российской Федерации и общественные объединения осуществляют контроль за доходами, расходами, имуществом и обязательствами имущественного характера сотрудников ОВД, за наличием конфликта интересов и информируют руководство сотрудника в поряд-

ке заявления, что должно быть документально обосновано с исключением элементов анонимности».

Соответственно, отдельно необходимо предусмотреть участие Общественной палаты в осуществлении контроля.

Контроль Общественной палаты Российской Федерации за деятельностью полиции осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации» (далее — Закон об Общественной палате).

Среди основных форм такого контроля можно выделить: проведение гражданских форумов, слушаний и иных мероприятий; выдачу заключений о нарушениях законодательства Российской Федерации; проведение экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов; приглашение руководителей МВД России на пленарные заседания Общественной палаты; направление членов Общественной палаты для участия в заседаниях коллегии МВД России;

направление запросов Общественной палаты в МВД России по вопросам деятельности ОВД. При этом о необходимости контроля за доходами, расходами, имуществом и обязательствами имущественного характера сотрудников ОВД, за наличием конфликта интересов в Законе об Общественной палате следует указать отдельно.

Результатом общественного контроля может стать составление собственной статистики увольнений сотрудников ОВД с использованием формулировки «в связи с утратой доверия», что позволит предупредить рост коррупционных правонарушений, обеспечит повышение эффективности предупреждения конфликтов интересов среди сотрудников ОВД, реализацию существующего законодательства в рассматриваемой сфере.

Возможные направления совершенствования процессуальных норм по использованию формулировки «утрата доверия» для увольнения сотрудников ОВД сведем в таблице 1.

Таблица 1

Возможные направления совершенствования процессуальных норм по использованию формулировки «утрата доверия» для увольнения

сотрудников ОВД

1(72) 2021

Проблемы правового регулирования деятельности правоохранительных органов

№ п/п Наименование мероприятия Содержание мероприятия Ожидаемые результаты

1 Дополнение статьи 51 Закона № 342-ФЗ «3. Порядок привлечения сотрудников ОВД к дисциплинарной ответственности включает следующие обязательные этапы: — документальное оформление нарушения сотрудником служебной дисциплины; — формирование плана мероприятий по недопущению нарушения служебной дисциплины подобного рода (при отсутствии ранее разработанного); — определение формы дисциплинарного взыскания в отношении сотрудника ОВД; — издание Приказа о наложении дисциплинарного взыскания в отношении сотрудника; — информирование сотрудника; — исполнение дисциплинарного взыскания. 4. Для наложения дисциплинарного взыскания в отношении сотрудника ОВД необходимо учитывать следующие обязательные требования: части 3-17 статьи 51 Закона № 342-ФЗ». Сокращение судебных споров по увольнениям сотрудников, повышение эффективности антикоррупционной политики МВД

2 Дополнение части 4 статьи 82 Закона № 342-ФЗ «доказательства судом вины сотрудника в совершении уголовного правонарушения и вынесения приговора в течение трех дней после вынесения приговора при наличии решения суда»

3 Повышение эффективности процедур проведения служебных проверок Внедрение эффективной схемы проведения служебных проверок

4 Дополнение Закона № 342-ФЗ «в целях противодействия коррупции граждане Российской Федерации и общественные объединения осуществляют контроль за доходами, расходами, имуществом и обязательствами имущественного характера сотрудников ОВД, за наличием конфликта интересов и информируют руководство сотрудника в порядке заявления» Оптимизация эффективности функционирования правовых норм законодательства о службе в ОВД

5 Определение форм участия Общественной палаты РФ в осуществлении контроля Указание в Законе об Общественной палате форм и методов осуществления контроля за доходами, расходами, имуществом и обязательствами имущественного характера сотрудников ОВД, за наличием конфликта интересов Осуществление эффективного общественного контроля над деятельностью ОВД

Все вышеизложенное направлено на сокращение ошибок при использовании формулировки

«утрата доверия» для расторжения служебных отношений в ОВД в современной Российской Федерации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Об Общественной палате Рос-

сийской Федерации: Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от

20.04.2021) // СЗ РФ. 2005. № 15.

2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от

02.04.2021) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

3. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2021 № 342-ФЗ (ред. от 25.11.2021, с изм. от 21.03.2021).

4. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.12.2021) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1)

Положена ли пенсия для уволенных из овд по этой статье?

blankст.13 ФЗ РФ «О пенсионном обеспечении лиц…» написано, что граждане, имеющие на день увольнения трудовой стаж в органах внутренних дел от 20 лет и более, вправе претендовать на получение пенсии за выслугу лет. При этом право на предоставление такой выплаты не зависит от основания, по которому сотрудника уволили.

Таким образом, можно сделать вывод, что гражданину, ушедшему со службы по отрицательным мотивам, положена пенсия (при соответствии установленным условиям). Однако, если до назначения такой выплаты, сотрудник был осужден за преступление и в отношении него суд вынес решение об отмене полученного специального звания, то его могут лишить пенсии.

Последствия для таких сотрудников органов внутренних дел

Главное последствие, которое ожидает лиц, уволенных по отрицательной статье из ОВД, это сокращение положенным их при увольнении выплат.

Согласно Федеральному закону от 19. 07. 2021 г. № 247-ФЗувольняющимся из МВД сотрудникам положено единовременное пособие в размере 2-х или 7-ми окладов. Размер завист от того, прослужил ли сотрудник 20 лет в органах.

Это пособие не выплачивается, если причина увольнения — отрицательная, а именно:

  • грубое нарушение служебной дисциплины;
  • неоднократное нарушение служебной дисциплины;
  • отказ от перевода на нижестоящую должность в ОВД из-за дисциплинарного взыскания;
  • нарушение условий контракта;
  • несоблюдение ограничений и запретов, установленных федеральными законами;
  • представление подложных документов или заведомо ложных сведений;
  • осуждение за преступление;
  • совершение проступка, порочащего честь сотрудника ОВД;
  • нарушение обязательных правил при заключении контракта;
  • утрата доверия к сотруднику.
Также уволенным по отрицательным мотивам будет сложно в будущем устроиться на государственную правоохранительную службу.

В то же время очень многое зависит от:

  • тяжести причины увольнения;
  • обстоятельств, при которых это произошло;
  • стажа и опыта работы уволенного;
  • его личных и профессиональных качеств и т.д.

В любом случае решение о приеме на работу такого лица будет принимать руководство ведомства, в которое он обратился за получением работы.

При увольнении из ОВД сотрудникам нужно внимательно выбирать основание для увольнения и по возможности избегать увольнения по отрицательным основаниям. Это не лишит их права на пенсию, но сократит количество положенных выплат и усложнит в будущем службу в правоохранительных органах.

Сотрудник прокуратуры

Уволить из прокуратуры в связи с утратой доверия можно по тем же причинам, что и с государственной службы (ст. 41.9 ФЗ от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре РФ»). Например, если руководителю стало известно о личной заинтересованности работника, которая может привести к конфликту интересов.

Как отмечает Генпрокуратура, в связи с выявленными нарушениями по инициативе прокуроров уволено более 350 лиц. Среди них – сотрудники правоохранительных органов, руководители высшего уровня. В целом, количество уволенных в связи с коррупционными нарушениями, ежегодно растет. Если в 2021 году по такому основанию уволили 383 чиновника, то в 2021 году уже 1 150.

Сотрудник фссп

Из органов принудительного исполнения могут уволить по тем же основаниям, что и с государственной службы. Полный перечень причин содержится в ст. 81 ФЗ от 01.10.2021 №328-ФЗ «О службе…».

Например, в Уфе сотрудницу ФССП уволили в связи с утратой доверия и приговорили к 7,2 годам колонии общего режима с отсрочкой исполнения наказания до достижения ее ребенком 14-летнего возраста. Она изъяла и поместила на спецстоянку автомобиль должника, а затем потребовала с него взятку за возврат автомобиля – 46 000 р. Посредником выступал ее друг, а сам должник пожаловался на пристава в правоохранительные органы.

Сотрудник фтс

Как и в случае с госслужащими, увольнению сотрудников таможенных органов посвящена целая статья 29.2 ФЗ от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ». Уволить из ФТС могут по тем же основаниям, что и с госслужбы: недостоверные сведения о доходах и расходах, взяточничество, коммерческая деятельность, и пр.

Интересно: в 2021 году на протяжении нескольких месяцев два инспектора отдела тылового обеспечения незаконно вывозили офисные принадлежности со склада таможни. Похищенное прятали в гараже, а для хищения использовали грузовой автомобиль. В результате ФТС нанесен крупный ущерб.

Также в ходе следствия было установлено, что за сокрытие факта поставки некачественных товаров для нужд таможни они получили от предпринимателя взятку – 30 000 р. В итоге после возбуждения уголовного дела обоих сотрудников уволили по утрате доверия. Одного суд приговорил к 10 годам, второго – к 9,5 годам лишения свободы.

Срок подачи

В некоторых источниках указано, что рапорт на увольнение необходимо подавать за 2 недели до сложения полномочий. Однако в отношении сотрудников ОВД и полиции предусмотрены иные условия расторжения контракта, нежели чем предписанные ТК РФ.

Предлагаем ознакомиться  Покупателям разрешили вести фотосъемку в магазинах

На основании ч. 1 ст. 84 Закона служащий обязан подать рапорт не позднее 1 месяца до предполагаемой даты увольнения. Этот срок входит в период обязательной отработки.

Контракт может быть расторгнут до истечения 1 месяца, если это будет установлено соглашением с руководством подразделения. В таком же порядке могут быть установлены особые условия отработки. Также сотрудник может быть освобожден от отработки при наличии уважительных причин.

Знаете ли вы, что при увольнении из МВД по отрицательным мотивам, вернуться на службу у вас не получится? Восстановление возможно, только если вы уволились по собственному желанию.

Служащий вправе сложить полномочия, оформив рапорт на имя начальника подразделения в произвольной форме. Документ необходимо передать руководству до истечения 1 месяца до предполагаемой даты увольнения. В дальнейшем сотрудник передает служебную атрибутику, получает документы и окончательный расчет.

Сроки увольнения в связи с утратой доверия

Увольнение по п.7 ч.1 ст. 81 ТК РФ осуществляется не позднее шести месяцев со дня совершения проступка, и не позднее одного месяца – со дня обнаружения. В эти сроки не входят периоды болезни и отпуска работника, а также время, необходимое для учета мнения профсоюза.

Если же речь идет о нарушении, обнаруженном по результатам аудиторской проверки или проверки финансово-хозяйственной деятельности, расторгнуть договор можно не позднее двух лет с момента совершения проступка. При несоблюдении ограничений и запретов или коррупционной деятельности срок увеличивается до трех лет. Период производства по уголовному делу в него не входит.

Важно! Если работник совершил проступок, послуживший основанием для утраты доверия, вне места работы, вы можете его уволить в течение одного года с момента с момента обнаружения такого проступка (п.47 Постановления Пленума ВС РФ №2).

Судебная практика

Рассмотрим несколько примеров решений по делам о восстановлении на работе после увольнения в связи с утратой доверия из реальной судебной практики:

  1. Женщина работала оператором-контролером на АЗС. С ней расторгли договор по п.7 ч.1 ст. 81 ТК РФ, потому как в ходе служебного расследования был выявлен факт нарушения кассовой дисциплины и порядка работы с топливными картами. Уволенная обратилась в суд, указав, что не совершала действий, которые могли бы послужить основанием утраты доверия. Потребовала в суде восстановить ее в должности и признать увольнение незаконным. Решением № 2-7158/2021 2-833/2021 2-833/2021(2-7158/2021;)~М-6608/2021 М-6608/2021 от 18 марта 2021 г. по делу № 2-7158/2021 в удовлетворении требований отказано, поскольку суд не выявил нарушений со стороны работодателя-ответчика.
  2. Истец работал в организации мастером участка. Работодатель постоянно задерживал зарплату, в связи с чем работник пожаловался в трудовую инспекцию, откуда ему пришел ответ, из которого он выяснил, что с ним расторгли договор по утрате доверия задним числом. В суде истец просил обязать ответчика изменить формулировку увольнения и выдать трудовую книжку, взыскать с него невыплаченную зарплату и компенсацию за задержку, возмещение морального вреда. Решением № 2-2704/2021 от 12 сентября 2021 г. по делу № 2-2704/2021 требования удовлетворены частично. Суд признал, что истца уволили по п.7 ч.1 ст. 81 ТК РФ незаконно, и обязал ответчика изменить формулировку, а также выдать истцу трудовую книжку и выплатить компенсацию за ее задержку.
  3. Мужчину уволили в связи с утратой доверия. Как пояснил ответчик, он расторг договор с сотрудником, поскольку тот украл деньги, принадлежащие управляющей организации. Истец же рассказал, что в его обязанности не входит обслуживание товарных и денежных ценностей, следовательно, договор с ним расторгли по п.7 ч.1. ст. 81 ТК РФ незаконно. В суде он потребовал изменить формулировку в трудовой книжке, взыскать с бывшего руководителя средний заработок за вынужденный прогул и компенсацию морального вреда. Решением № 2-2935/12 от 23 июля 2021 г. по делу № 2-2935/12 иск удовлетворен частично – увольнение признали незаконным.

Увольнение военнослужащего по состоянию здоровья

Прекращение военной службы офицера возможно из-за ухудшения состояния его здоровья. Для увольнения в этой ситуации понадобится вывод военно-врачебной комиссии. Комиссия определяет, является военнослужащий годным или негодным относительно вывода медицинского освидетельствования.

Действуют льготы и для детей военнослужащих. В течении месяца после обращения без очереди они могут получить место в дошкольном или общеобразовательном учреждении, а так же в оздоровительном летнем лагере. При этом важно отметить, что все данные льготы предоставляются только при непрерывном трудовом стаже.

При получении рабочей группы инвалидности офицеру предоставляется право на получении вакансии в местных госорганах в соответствии с его специальностью. В этом случае это время работы будет входить в общий стаж, что послужит перерасчету единовременной премии в соответствии с выслугой лет.

  • клинико-экспертной комиссией, которая определяет степень утраты трудовых функций сотрудником, а также дает рекомендации по поводу оптимальных условий труда;
  • медико-социальной экспертной комиссией, которая имеет право выносить решение о полной или частичной стойкой утрате трудоспособности и об установлении группы инвалидности. МСЭК также дает рекомендации о необходимых условиях труда, если трудоспособность частично сохранена.

Ни командир (начальник) части, ни другие должностные лица не могут оказывать давление на военнослужащего при принятии им решения насчет дальнейшего продолжения или прекращения службы, так как при признании офицера (или прапорщика) ограниченно годным к службе, он все также имеет право продолжить ее.

Если срок военной службы составляет меньше 20 лет, увольняющемуся выплатят пособие, равное двум окладам. В случае, когда военный прослужил больше 20 лет, ему положена выплата в размере семи окладов. При расчете учитываются только полные годы службы (без округления количества в большую сторону). Если во время службы он получил государственную награду, то ему доплачивают еще один оклад денежного содержания.

Так во исполнение ст.23 лица, прослужившие не менее 10 лет и ставшие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не могут быть уволены по состоянию здоровья без предоставления жилья, причем в том населенном пункте, где служащий планирует проживать после ухода в запас и где стоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Шаг 2: формируем комиссию для служебного расследования

В ТК РФ нет понятия «служебного расследования». Но, чтобы установить виновное лицо, причины проступка и другие обстоятельства, вам нужно назначить комиссию для проведения такого расследования. В ее состав могут входить любые сотрудники, но обычно этим занимаются:

  • кадровик;
  • юрист;
  • бухгалтер;
  • заместитель руководителя.

В состав комиссии должно входить минимум три человека. О ее создании издается приказ, в котором отражается следующая информация:

  • название компании;
  • Ф.И.О., должности членов комиссии;
  • задачи;
  • Ф.И.О., должность лица, совершившего проступок;
  • основание расследования: докладная записка, акт инвентаризации, и пр.;
  • срок проведения расследования;
  • дата и подпись.

Важно! В задачи комиссии обычно входит определение перечня и стоимости утраченных ценностей, обследование места нарушения, установление общей суммы ущерба и конкретных обстоятельств дела. По результатам расследования председателем комиссии составляется акт.

Шаг 4: издаем приказ

Увольнение по ст. 81 ТК РФ за утрату доверия – это право, а не обязанность работодателя. Если вы не хотите распрощаться с сотрудником, можете ограничиться замечанием или выговором, либо вообще не предпринимать ничего. Если же нужно именно уволить, об этом издается приказ по форме Т-8 или образцу, утвержденному на предприятии.

Какая информация отражается в приказе:

  • название компании;
  • данные руководителя;
  • Ф.И.О., должность увольняемого;
  • дата прекращения договора;
  • формулировка «совершение работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, дающих основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя, пункт 7 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации»;
  • документ-основание: докладная или объяснительная записка, инвентаризационная опись, и пр.;
  • подпись руководителя.

С приказом нужно ознакомить и увольняемого. Если он отказывается в нем расписываться, поставьте на самом документе пометку об этом.

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Уволить по статье за утрату доверия можно работника, в обязанности которого входит обслуживание денежных или товарных ценностей.
  2. Если в обязанности сотрудника не входит работа с деньгами и товарами, его тоже можно уволить при условии, что в его действиях есть основания для утраты доверия.
  3. Чтобы расторгнуть договор по п.7 ч.1 ст. 81 ТК РФ, нужно запастись доказательствами, подтверждающими вину подчиненного – они могут понадобиться в суде.
  4. Если работник считает, что его уволили необоснованно, он вправе обжаловать это в судебном порядке и потребовать восстановления в должности, а также взыскать несколько видов компенсаций с компании.
  5. Уволить могут не только работающих по трудовым договорам, но и тех, кто «на контракте»: муниципальных и государственных служащих, сотрудников таможенных органов, прокуратуры, приставов. Для них предусмотрены отдельные основания для прекращения контракта по утрате доверия.

Если у вас остались вопросы, задайте их через специальную онлайн-форму на этой странице. Наши юристы подготовят и отправят вам ответ быстро и бесплатно!

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector